С 01.01.2019 появилась новая категория налогоплательщиков – физические лица (в том числе ИП), применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые). Рассказываем, как настроить расчеты с самозанятыми в «1С:Бухгалтерии».
Настройка функциональности
- Раздел: Главное– Функциональность.
- На закладке «Расчеты» должен быть установлен флажок «Выплаты самозанятым». Флажок установлен по умолчанию, если выбрана «Полная» функциональность (закладка «Главное»).
Добавление в справочник «Контрагенты»
- Раздел: Справочники – Контрагенты.
- Создайте новый элемент по кнопке «Создать» (или используйте уже созданный элемент справочника) и в поле «Вид контрагента» выберите «Самозанятый».
- Заполните остальные поля в карточке контрагента.
- Кнопка «Записать и закрыть».
Расчеты с самозанятыми
Оказание услуг самозанятыми отражается документом “Выплаты самозанятым” .
- Раздел: Покупки – Выплаты самозанятым.
- Кнопка “Создать”.
- В поле “Услуга” выберите:
- “Единая”, если все самозанятые из табличной части документа оказывают одну и ту же услугу. Саму услугу (номенклатуру) выберите в поле справа.
- “В списке”, если самозанятые из табличной части документа оказывают разные услуги. Сама услуга (номенклатура) в этом случае указывается в табличной части документа.
- Укажите счет учета затрат и аналитику к нему по ссылке “Счет затрат”.
- По ссылке в поле “Счет затрат” выберите вариант “В шапке” или “В списке” и укажите счет затрат и аналитику к нему соответственно в открывшейся форме “Счет учета” (для всех строк табличной части документа) или в табличной части документа (для каждой отдельной строки).
- Заполните табличную часть документа по кнопке “Добавить”.
- В поле “Состояние” автоматически проставляется статус “Подготовлено”.
- Кнопка “Провести”.
- По кнопке “Выгрузить реестр” можно выгрузить реестр выплат самозанятым для отправки в Сбербанк в формате “.csv” или распечатать реестр самозанятых по кнопке “Реестр выплат самозанятым”.
По кнопке посмотрите результат проведения документа (рис. 4). Обратите внимание, что при проведении документа формируются не только проводки (закладка “Бухгалтерский и налоговый учет”), но и движения по регистру накопления “Задолженность самозанятых по реестру” с видом движения “Приход”.
Документ “Списание с расчетного счета”.
- Из документа “Выплаты самозанятым” по кнопке “Создать на основании” можно создать и автоматически заполнить документы “Платежное поручение” и “Списание с расчетного счета”:
- оба документа заполняются автоматически (рис. 3).
- в поле “Получатель” выбирается банк – агент по выплате физлицам-самозанятым.
- в документе “Списание с расчетного счета” можно загрузить чеки самозанятых из присланного банком файла.
- выплаты можно произвести и по отдельности в адрес каждого самозанятого, оформив документы “Платежное поручение” и “Списание с расчетного счета” как для обычного поставщика услуг.
- Кнопка “Провести”.
- После проведения документа “Списание с расчетного счета” в поле “Состояние” документа “Выплаты самозанятым” статус изменится на “Оплачено”.
По кнопке посмотрите результат проведения документа (рис. 4). Обратите внимание, что при проведении документа формируются не только проводки (закладка “Бухгалтерский и налоговый учет”), но и движения по регистру накопления “Задолженность самозанятых по реестру” с видом движения “Расход”.
Если выплата производится через кассу организации, то она отражается документом “Выдача наличных” (раздел “Банк и касса” – “Кассовые документы” – кнопка “Выдача”) как для обычного поставщика услуг.